>> Главная >> Статьи >> О ню и не только

О ню и не только

Введение

Оказывается, приблизительно две трети фотолюбителей хотя бы раз в жизни пробовали снимать обнаженную натуру, а такой жанр как портрет или просто съемка людей интересны практически всем. Надо сказать, что фотографирование людей – дело довольно тонкое, и включает в себя множество аспектов. В данной статье я постараюсь поделиться некоторыми стандартными «ходами», которые желательно иметь в виду, снимая людей. Этот материал ни в коем случае не претендует на полноту изложения (так как по теме существует большое количество литературы), а является отправной точкой, тем, с чего начать.

Отмечу, что материал написан с «любительской» точки зрения. Это означает, что подход к съемке предполагает получение в первую очередь положительных эмоций, а не производство коммерчески оправданного снимка, который должен продаться. То есть, мы не ставим перед собой задачу заработать деньги. Также мы не будем рассматривать такие примеры профессиональной съемки людей, как свадебная съемка, реклама и т.п.

Что такое ню и акт

Заглянем в энциклопедический словарь.

АКТ – (нем. Akt), в изобразительном искусстве изображение обнаженной человеческой фигуры; то же, что ню.

НЮ – (франц. nu – нагой, раздетый), изображение нагого женского тела; жанр изобразительного искусства, раскрывающий в изображении обнаженного тела представления о красоте, ценности земного чувственного бытия.

Как мы видим, речь идет об искусстве и красоте, а не о физиологии. Некоторые фотолюбители начинают фотографировать обнаженную натуру именно с запечатления первичных половых признаков. Конечно, вы сами определяете, что и как хотите снять, но художественный вкус – это то, что надо в себе воспитывать, если вы хотите, чтобы ваши фото были красивы и интересны не только вам. Это может быть достигнуто разными способами, например, изучением работ признанных мастеров.

О видах съемки

Съемки в ню

Довольно сложно описать, как «надо» снимать обнаженную натуру, так как это очень индивидуальный процесс. Каждый человек видит и чувствует по-своему, у каждого своя задача, поэтому подходы к съемке людей существуют самые разные. Одни фотографы стараются запечатлеть сексуальность модели, другие – раскрыть личность, третьи – запечатлеть какое-то мимолетное состояние, и так далее. Каждая из этих задач, конечно же, требует разного подхода к съемке, очень вероятно даже участия разных моделей и т.д.

Съемку людей можно условно разделить на постановочную и репортажную. При постановочной съемке вы заранее придумываете сюжет, свет, одежду, может быть макияж, и снимаете обдуманно и неспешно. Репортаж, напротив, предполагает значительную долю спонтанности при съемке. В этом случае вам предстоит быть лишь свидетелем действа и тут главное – быть готовым запечатлеть тот самый неповторимый миг, который окажется самым красивым, интересным или любопытным. Репортаж в данном случае не подразумевает съемку в бане или на нудистском пляже. Просто модели предоставляется гораздо большая свобода в выборе поз и т.д. – то есть своего рода соучастие в творческом процессе.

О моделях

Какой должна быть модель? Наверное, она должна быть такой, чтобы вдохновлять автора. Иначе, зачем ее вообще фотографировать, если, как мы договорились, мы не преследуем своей целью зарабатывание денег?

Конечно, существует всем известный стереотип «90-60-90», но стоит заметить, что даже у многих «супермоделей» фигура далеко не всегда соответствует этим параметрам. Главное, чтобы фигура и лицо модели подходили под задумку фотографа. Порой казалось бы неидеально сложенная модель способна настолько здорово «выложиться» при съемке, показать такие внутренние состояния, что результат очаровывает.

Очень важно, чтобы у модели была хорошая кожа. В меру загорелая кожа часто смотрится на снимках очень выигрышно. С другой стороны, «белые пятна» от купальника на загорелом теле не всегда выглядят эстетично. Мелкие дефекты кожи можно попробовать «заделать» при помощи тонального крема, либо использовать при съемке смягчающие фильтры, либо «доводить» потом изображение в компьютере.

Несомненно, что между вами и моделью должно быть доверие, иначе все теряет смысл. Во время съемки важно создать все условия для того, чтобы модель чувствовала себя максимально уверенно и спокойно. Например, она должна быть уверена, что никто неожиданно не войдет в помещение и т.п. Естественно, лишних людей при съемке присутствовать не должно. Чтобы модель чувствовала себя увереннее, в студии полезно иметь зеркало достаточных размеров, в которое модель могла бы видеть себя непосредственно во время съемки.

Лучшим объектом для начала, видимо, будет жена или девушка автора съемок. Сложность съемки близких или родных людей заключается в том, что у них по отношению к автору (и наоборот) сложились определенные стереотипы, которые могут мешать успешно выполнить задуманное. Значит, придется эти стереотипы преодолевать.

Если у модели это первая съемка такого рода, то разумно начать с портрета, постепенно переходя к более обнаженным позам.

В то время как одна модель может очень удачно смотреться среди природы, другая, «городская», будет просто неспособна комфортно себя чувствовать в такой обстановке и потому кадры будут в лучшем случае неестественными. В идеале, для каждой натурной съемки нужно искать «свою» модель.

Для того, чтобы модель могла проявить во время съемки свою индивидуальность, дайте ей эту возможность! В таком случае не надо ставить модели жестких рамок и командовать ей. Просто смотрите и наблюдайте. Многие люди в жизни очень зажаты, и порой приходится затратить много сил на то, чтобы модель «включилась» в нужное для автора состояние.

Иногда бывает довольно сложно снимать профессиональных моделей, если она демонстрирует мертвые выученные позы, а вы хотите показать ее как индивидуальность, передать какое-то внутреннее состояние. В таких случаях следует провести с моделью «беседу», постараться объяснить, что нужно от нее при съемке именно вам.

При съемках людей все время приходится учитывать различные человеческие особенности (характер, менталитет, вкус и т.п.). Надо сказать, что умение взаимодействовать с людьми для фотографа является ничуть не менее важным, чем умение снимать. Юмор и терпение – вот основные качества, которые позволяют достигнуть задуманное.

Юридические аспекты

Все мы живем в государстве и поэтому автоматически подпадаем под действие законов, действующих на его территории. Фотографу, снимающему обнаженную натуру или просто людей, неплохо иметь в виду следующее.

Право на собственное изображение является личным неимущественным правом граждан, охраняемым гражданским законодательством. Воспроизведение и распространение (в т.ч. опубликование) изображений граждан без их согласия будет являться нарушением указанного права. Наиболее надежным способом урегулирования данной проблемы представляется оформление письменного разрешения на ПРАВО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ данного лица. Эту процедуру обычно называют подписанием релиза модели (model release). Без релиза модели ваши фото не примут в фотобанк, не опубликуют в журнале и т.п. Бланк этого документа можно без труда найти в сети интернет.

Также имейте в виду, что факт выплаты вознаграждения фотомодели за съемку не подтверждает права на распространение изображения, а может означать лишь оплату ее рабочего времени. И наоборот, право на распространение изображения может быть предоставлено безвозмездно. Такие съемки часто называют Time For Print, или, сокращенно, TFP. Это означает, что вы расплачиваетесь с моделью за ее работу не деньгами, а сделанными фотографиями.

Граждане до 14 лет считаются недееспособными, с 14 до 18 лет – ограниченно дееспособными. Таким образом, право на их изображение (и особенно их обнаженных тел) следует получать у их законных представителей (родителей, опекунов, попечителей). В противном случае дело может перейти в сферу уголовного судопроизводства.

Как фотографировать людей

Существует несколько чисто технических «пунктиков», которые неплохо иметь в виду при съемках людей, и, в частности, обнаженной натуры:

  • при съемках в полный рост или около того нежелательно использовать точку съемки выше модели (если не требуются спецэффекты), так как это приведет к укорачиванию ног и искажений пропорций тела на снимке.
  • если у модели недостаточно длинные ноги или вы хотите, чтобы на снимке она казались еще длиннее, используйте нижние точки съемки. Можно также добиваться интересных кадров, комбинируя съемку широкоугольной оптикой с нижней точкой съемки.
  • часто при съемках людей используют оптику с фокусным расстоянием начиная от 50мм. Надо учесть, что объективы с короткими фокусными расстояниями больше искажают линейные размеры снимаемого объекта. Поэтому, если какая-то часть модели окажется при съемке немного ближе к объективу (например, нос или часть руки при портретной съемке), то эта часть будет казаться больше, чем она есть на самом деле, что обычно смущает зрителя и выглядит не очень эстетично. Именно поэтому портрет классически снимается на фокусных расстояниях от 50 до 135мм. Впрочем, есть фотографы, которые применяют для съемки даже 600-мм объективы (общаясь с моделью по рации). Также существуют неплохие работы, сделанные 20-мм оптикой. Так что, ко всему следует подходить творчески, т.к. в искусстве не может существовать жестких «можно» и «нельзя». На то оно и искусство.
  • если вы хотите подчеркнуть объем груди модели, не стоит ее укладывать на спину. Попросите модель принять различные позы, и вы сами сможете найти множество интересных точек съемки. При съемке внимательно следите, чтобы коже не было складок (чаще всего – на животе или в районе талии при чрезмерном повороте корпуса). Довольно некрасиво выглядят проступающие сквозь кожу ребра, поэтому если вы хотите, скажем, подчеркнуть изгибом форму груди, то не стоит с этим перебарщивать.
  • порой можно очень удачно использовать при съемке все, что попадется по руку и характерно для того места, где проводится съемка. Это могут быть неподалеку растущие ромашки, хлам в подвале дома, попавшаяся под руку швабра и т.д. Также хорошо иметь с собой некоторый запас разного рода предметов, могущих пригодится при съемках. Например, куски прозрачной материи, разного рода украшения, искусственные цветы и т.п. На снимке часто бывает уместно показать взаимоотношения модели и ее окружения, это придает снимку живость и динамизм. Здесь очень показательны снимки Хельмута Ньютона, который любил снимать людей среди какого-либо подходящего беспорядка (например, его снимки Pina Bausch или Grace Jones und Dolph).
  • не забывайте снять с модели перед съемкой часы и украшения, если это необходимо.
  • следите за фоном, пусть голову от туловища не отсекает линия горизонта, «из головы» не должно расти деревьев и т.п. Также следует оценивать яркость и цвет фона, чтобы снимок получился технически грамотным! Для оценки разброса яркостей модели и фона бывает полезно замерить яркость света по модели и фону отдельно, либо внимательно оценивать полученный результат на дисплее камеры.
  • творчески подходите к использованию глубины резкости. Если требуется отделить модель от фона, используйте телеобъективы с фокусным расстоянием от 100мм. Можно получить интересные кадры, наводя резкость на те или иные части тела и производя съемку на открытой диафрагме светосильной оптикой.
  • очень часто снимки кадрируют таким образом, чтобы людям «быть куда смотреть», т.е. по направлению взгляда обычно оставляется пустое пространство.
  • используют съемку портрета в профиль, анфас, сзади и в три четверти. Также часто можно найти интересную точку съемки значительно выше уровня глаз, а также сбоку-сзади.
  • Поворот головы портретируемого значит многое. Желательно использовать такие точки съемки, когда лицо выглядит наиболее удачно.
  • Отражения в глазах являются весьма важным элементом при портретной съемке. Часто выглядит неестественно, когда в глазах отражается несколько источников света. И наоборот, отражение одной вспышки оживляет портрет, добавляя искорки в глазах. Иногда для этой цели используют слабую вспышечку, которая практически не влияет на световой рисунок, но дает блики в глазах. Или можно применять «обычную», мощную вспышку, направленную вверх, но со специальным отражающим белым козырьком.
  • Часто при портретной съемке используют относительно небольшие значения диафрагмы, чтобы получить малую глубину резкости. При этом резкость следует наводить по глазам портретируемого. При таком подходе легко скрыть небольшие дефекты кожи, если они имеются.
  • у многих людей в профиль не очень красивый нос, следите за этим при съемке. Вообще, следует тщательно изучить модель перед съемкой и решить, с какой стороны она выглядит лучше всего. Более того, у большинства людей лицо ассиметрично, и бывает полезно понять, с какой стороны лицо вашей модели выглядит наиболее выигрышно. Можете попросить рассказать модель о своих недостатках, чтобы после съемки не было ненужных разочарований (хотя со временем вы научитесь видеть «критические места» самостоятельно).
  • следите за тенями! Глазные впадины не должны «проваливаться». Тени от носа и подбородка не должны быть излишне резкими. Часто в цветной фотографии используют такое освещение, чтобы контраст на лице не превышал одной ступени.
  • стоит использовать заполняющую вспышку или отражатель для высвечивания теней и понижения контраста (обычно при съемке вне студии).
  • выбирайте для съемок подходящее время суток и/или погоду.
  • на теле обычно остаются следы от белья, поэтому при съемках обнаженной натуры следует раздеть модель за 30-40 минут до съемки. Чтобы она чувствовала себя комфортно, можно дать ей какую-либо куртку или свободную накидку.
  • при съемке полезно использовать подходящую под настроение и жанр съемки музыку
  • по возможности изучайте то, что уже достигнуто фотографами и живописцами. Не обязательно следует пытаться повторять их произведения, хотя копирование представляет само по себе очень непростую задачу. Многие ныне знаменитые фотографы начинали именно с этого.
  • Если вы снимаете обнаженную натуру в первый раз и у вас дрожат коленки – не беспокойтесь, это нормально. Старайтесь тотально сосредоточиться на самой съемке! Ведь вам, как фотографу, нужно решить фантастически сложную задачу – параллельно думать о композиции (в том числе цветовой), экспозиции, ближнем и дальнем планах, точке съемки, об используемом объективе, диафрагме, выдержке, чувствительности матрицы. И при этом параллельно внимательно следить за моделью, пытаясь поймать самый интересный момент, пытаясь понять, как лучше всего снимать ее лицо, фигуру, какие у нее недостатки и как их лучше всего скрыть. И при всем при этом непринужденно улыбаться и шутить, чтобы модель не заснула, пока вы будете решать перечисленные задачи:)
  • что с собой взять на выездную съемку? Как правило, минимальный набор должен включать в себя камеру со вспышкой (или отражатель вместо вспышки), хороший объектив (обычно телеобъектив), и конечно достаточное количество места на носителе информации. Иногда полезно захватить штатив. Быть может, понадобиться что-то теплое, чтобы временно укрыть модель от холода, при этом одеяние должно быть свободным и легко сбрасываться. При съемках на природе желательно взять с собой средство против летающих кровососущих насекомых. При этом лучше использовать распыляющиеся средства в баллонах. окажется Окажется также полезен кусочек туристического коврика для переобувания или для того, чтобы просто присесть. Удачной идеей будет взять с собой немного еды и пластиковую бутылку с водой. Пусть ваша модель захватит разумное количество косметики и украшений, если они требуются для съемки.
  • и самое главное – фотографируйте так, как вам нравится. Ведь ради этого все собственно, и затевалось…

Лично мне больше всего при съемках людей симпатичен объектив с фокусным расстоянием 85 или 90мм. Такой объектив позволяет снимать как поясной портрет, так и в полный рост, и при этом не придется отходить очень далеко назад. Объектив 85мм позволяет отделить модель от фона, и в то же время показать ту среду, в которой находится модель (особенно хорошо при съемках на природе). Следует помнить, что любой объектив по краю искажает изображение. Этот эффект обычно практически незаметен при использовании телеобъективов и максимально проявляется при использовании широкоугольной оптики. Поэтому при съемке людей оптикой с фокусным расстоянием короче 50-70мм. старайтесь не располагать по самому краю кадра ничего такого, что может быть испорчено такого рода искажениями.

Часто при съемках на открытом воздухе качество освещения бывает не очень хорошим. Использование вспышки в качестве основного источника освещения является не лучшей идеей, так как вспышка дает плоское неестественное освещение. Поэтому полезно иметь в своем арсенале оптику с постоянным фокусным расстоянием, тем более, что такая оптика (помимо высокой светосилы) обычно лучше работает против света, имеет лучшие оптические характеристики (а часто и свой рисунок) и т.п. К тому же, используя объективы с постоянным фокусным расстоянием, вы намного лучше сможете прочувствовать кадр и будете больше думать (так как вместо того, чтобы бездумно крутить кольцо зумирования, вы будете работать ногами и искать лучшую точку съемки).

Ч/б или цвет?

Многие фотографы, снимающие обнаженную натуру, используют черно-белые фотоматериалы, либо, если съемка производится на «цифру» – переводят изображение в ч/б при обработке. Причин тому несколько. Во-первых, черно-белая фотография традиционна и ню или портрет в черно-белом исполнении имеет давние традиции. Во-вторых, цвет при съемке ню часто избыточен и является отвлекающим фактором, мешающим сосредоточиться на сути произведения. Хотя конечно выбор «ч/б или цвет» всегда остается за фотографом.

Так случилось, что в настоящее время большая часть фотолюбителей чаще останавливается на цветном варианте, нежели на черно-белом. Однако, на мой взгляд, довольно небольшой процент фотографов, снимающих на цвет, грамотно использует цвет в композиции. Думаю, в этой связи читателю будет полезно познакомиться с творчеством фотографа Uwe Ommer’а, например, с его альбомом “Black Ladies” издательства Taschen, который, по мнению автора, является не просто произведением искусства, но и великолепным примером использования цвета в фотографии вообще и при съемках обнаженной натуры в частности.

Выбор камеры

Многие фотографы озадачены вопросом, какая же камера лучше всего предназначена для съемки портретов. Конечно, такой камеры нет. Иначе бы в магазине она продавалась с большой наклейкой: «Лучшая Портретная Камера» :)

Каждая система компромиссна, имеет свои плюсы и минусы. В каких-то случаях важно высокое разрешение, где-то – скорострельность, в каких-то ситуациях – высокие рабочие ISO камеры.

Но самое важное, что очень часто упускают из вида, обсуждая, какая камера лучше – это оптика. Оптика есть важнейшая часть оборудования, ведь именно объектив формирует изображение, которое потом будет рассматривать зритель. Отсюда следует еще один вывод, который может быть удивит многих фотолюбителей – лучше иметь дешевую камеру, и хороший/хорошие/дорогие объективы, чем «крутую» камеру с чем попало.

Очень многие современные объективы, даже очень дорогие, не имеют красивого, пластичного рисунка. В таком случае быть может разумнее поискать какие-то специальные объективы с хорошим рисунком, даже не родные, и устанавливать их через переходник. Какое-то время назад фирма Carl Zeiss выпустила некоторые свои объективы в исполнении для Canon и Nikon. Также доступны автофокусные объективы Zeiss для системы Sony Alpha.

Некоторые стандартные схемы освещения.

Освещение является одним из самых важных моментов, ведь фотография – это светопись. Плохо поставленный свет может полностью испортить всю съемку, пусть в ней принимала участие самая роскошная модель. И, наоборот, при хорошем владении светом даже не самую прекрасную модель можно снять очень красиво, сделав акцент на ее лучших чертах и скрыв недостатки. Например, форму груди модели можно подчеркнуть использованием более резкого освещения сбоку или даже сверху.

Типы применяемого освещения при черно-белой съемке и съемке на цвет – отличаются. При ч/б съемке часто используется довольно контрастный свет, иногда даже от одного прямого источника. Вообще, игра на контрастах часто применяется в черно-белой фотографии. При съемках на цвет обычно, напротив, используется более мягкий и ровный свет, а контраст на лице и теле не превышает одной ступени.

Сначала рассмотрим съемку на открытом воздухе. Как правило, редко кто отваживается снимать людей под прямым ярким солнцем, так как при этом на теле (а на лице особенно) возникают очень глубокие тени, которые смотрятся неэстетично. Поэтому следует принять меры к тому, чтобы избежать появления таких теней.

Одним из способов «высветлить» тени является использование заполняющей вспышки. Заполняющая вспышка – это техника, подразумевающая одновременное и сбалансированное использование естественного света и света вспышки. При этом вспышка обычно дает не основной вклад в экспозицию, а лишь снижает контраст на лице и как бы «заполняет» тени. Использование заполняющей вспышки требует некоторых навыков, так как мощность импульса вспышки должна быть точно выверена. Если мощность вспышки будет неправильно выбрана в меньшую сторону, то вспышка не даст желаемого эффекта. Слишком мощный импульс пересветит передний план, и задний план окажется проваленным в темноту. Многие профессионалы при наличии времени используют флешметр и/или расчет мощности вспышки вручную.

Обычно мощность импульса вспышки выбирается примерно на одну-две ступени меньше, чем естественное освещение. Например, если замер сюжета дает диафрагму 11, то мощность вспышки часто выбирают такой, чтобы она давала диафрагму 5.6 – 8. Неплохо, если ваша вспышка «умеет» синхронизироваться со всеми выдержками, отрабатываемыми затвором (режим высокоскоростной синхронизации), однако, нужно помнить, что мощность вспышки в режиме высокоскоростной синхронизации сильно падает.

Применять заполняющую вспышку надо с осторожностью, так как возможные блики (на коже, одежде, колготах и т.п.) могут испортить снимок.

Другим способом съемок на солнце является применение отражателей. Существуют специальные отражатели, называемые еще лайт-дисками, которые представляют собой упругий обод, на который натянута специальная ткань. Такая конструкция может быть сложена довольно компактно, а при необходимости почти мгновенно разворачивается. Натянутая ткань обычно разная в двух сторон, например, чисто белая и серебристая, или белая и тепло-желтая. Отражатели такого типа очень практичны, однако для того, чтобы держать такой отражатель, требуется ассистент либо специальный штатив, что не всегда удобно. Зато лайт-диск (в отличие от вспышки) является предсказуемым источником света, т.е. уже во время съемки вы точно знаете, что получится на фото. В кино и профессиональной фотографии вспышка или отражатель применяются очень часто, и почти в 100% случаев при контрастном освещении (самый яркий пример – съемки на берегу моря).

Очень важным моментом является выбор времени суток. Хорошо для съемок использовать утро либо вечер, когда солнце находится невысоко над горизонтом и свет от него не такой резкий. Свет в такое время имеет приятный глазу теплый оттенок.

Как вариант, днем можно с успехом снимать в тени (например, деревьев).

Трава или листва могут давать довольно заметные рефлексы (их интенсивность зависит от многих факторов, например, высоты солнца); такие рефлексы обычно окрашены в зеленый цвет и могут немного подпортить снимок при съемке в цвете.

Если говорить о съемках в помещении, то тут тоже есть разные варианты освещения. Самое простое – использование фотовспышки. Замечу, что мне пока не приходилось сталкиваться с фотографами, которые любят по доброй воле пользоваться вспышкой. Дело в том, что вспышка является довольно ограниченным источником света (в смысле как количества, так и качества света), и что самое неприятное – непредсказуемым. Т.е. если вы сделали что-то не так, узнать об этом вы сможете только после того, как сделали снимок.

Прямая вспышка «в лоб» в художественной фотографии применяется очень редко, так как дает очень «плоское» освещение и неприятные резкие тени. Иногда, для получения так называемого бестеневого света используют кольцевую вспышку, надеваемую на объектив, но этот вариант довольно специфичен и не может быть рекомендован как универсальный.

При съемках портретов со вспышкой часто применяет специальные рассеиватели (например, фирмы Lumiquest), устанавливаемые на вспышку. Они могут быть самые разные, начиная от белых козырьков и заканчивая мини-софтбоксами или специальными надувными шариками, внутри которых и помещается вспышка. Однако все равно, такого рода рассеиватели дают резкий свет, и эффективно работают только на небольших расстояниях. Кроме того, рассеиватели «отъедают» немало мощности у вспышки (до трех ступеней, в зависимости от типа рассеивателя).

Мощности у вспышки никогда не бывает много, так что по возможности следует пользоваться самыми мощными из доступных вспышек с головкой, которую можно вращать в любую сторону. Это даст возможность использовать отраженный от потолка или стен свет.

При использовании вспышечного света, отраженного от потолка, контраст будет не таким высоким, и картинка получится более приятная. Однако следует иметь в виду, что при использовании такого освещения нижняя часть фотографии может оказаться слишком темной. Потолок или стена, от которых отражается свет вспышки, должны быть белыми (по крайней мере, при съемке в цвете), иначе цветовой баланс снимка будет далек от идеального.

Иногда применяется свет из окна (хотя обычно его довольно мало). Это очень приятный и ровный тип освещения, а главное естественный, так как именно к нему больше всего привык глаз.

Разумеется самым интересным вариантом съемок в помещении является съемка в студии. Современные студии, как правило, оборудуются импульсным светом. Это значит, что в качестве источников освещения используются специальные мощные вспышки, а для моделирования света используются галогенные «пилотные» лампы (все это выполнено в одном блоке). Обычно мощность пилотной лампы делают изменяющейся пропорционально мощности вспышки, и фотограф по свету пилотов может заранее оценить световой рисунок, даваемый одним или несколькими источниками. Источники могут запускаться как по синхрокабелю, так и путем использования световой «ловушки» (светосинхронизатора). Т.е. источники отслеживают импульс света, даваемый например, вспышкой на камере и срабатывают одновременно с ней. Некоторые типы таких осветителей также имеют возможность запуска по инфракрасному каналу (в этом случае на камеру в горячий башмак устанавливается специальный передатчик).

Конечно, для любительской съемки можно применить и менее дорогостоящие варианты. Например, это галогенные лампы (скажем, типа «Фотон»). При использовании галогенных ламп надо устанавливать соответствующий освещению баланс белого, если вы снимаете в формате JPEG.

Можно также применять и несколько согласованных вспышек. Например, некоторые модели отечественных вспышек типа ФИЛ имеют встроенные светосинхронизаторы. Следует заметить, что вспышки типа ФИЛ имеют определенные проблемы со стабильностью мощности импульса и надежностью (и т.п.), поэтому их часто подвергают серьезным доработкам перед тем, как начать ими пользоваться.

Можно использовать любые другие вспышки, а синхронизировать их при помощи продающихся отдельно синхронизаторов. Существуют вспышки, которые вворачиваются в обычный патрон и также оборудованные синхронизаторами.

Обычно при студийной съемке людей используют следующую схему освещения – один источник («рисующий») через зонт, софтбокс, ткань или напрямую светит на объект, а второй источник (он должен быть рассеянным, например белый зонт или софтбокс) «заполняет» тени. При этом часто, источник рисующего света располагают выше и в стороне от объекта, а заполняющий свет светит от камеры, сглаживая резкие тени. Также используют и просто один источник света, либо один источник с отражателем/отражателями и т.п. Существует бесконечное множество схем освещения, выходящих за рамки статьи, если вас это заинтересовало, обратитесь к соответствующей литературе.

Low key & High key

Low Key и High Key переводятся на русский язык как «низкий ключ» и «высокий ключ». Съемка «в высоком ключе» подразумевает такую съемку, когда весь снимок выполняется в светлой тональности, обычно все неконтрастное и мягкое, глубоких теней нет вообще. Низкий же ключ, напротив, подразумевает преобладание темной тональности снимка.

Для получения снимков в высоком ключе обычно применяется несколько источников света, часть которых направлена на фон и делает его на снимке чисто белым или почти чисто белым, а сама модель также освещается со всех сторон мягким рассеянным светом. Модель, естественно, не должна быть одета в темную и тем более черную одежду. Для получения более выраженного эффекта иногда можно сделать некоторую сознательную передержку, чтобы дополнительно высветлить снимок.

Для получения снимков в низком ключе используют черный или темный фон, темную одежду и соответствующие схемы освещения. Мне встречались рекомендации по применению сознательной недодержки, однако это крайне спорно, так как общая недодержка просто приведет к провалу теней и снижению контраста снимка. Низкий ключ – это, прежде всего, правильно выстроенный и промеренный свет. Замер освещения в большинстве случаев следует делать по наиболее освещенной части композиции.

RAW и JPEG

При цифровой съемке есть выбор: снимать в формате JPEG или в RAW. Некоторые камеры могут также сохранять изображения в формате TIFF, но этот формат практически бесполезен, так как занимает на носителе больше места, чем RAW, но при этом содержит меньше информации. Съемка в RAW имеет ряд преимуществ. Во-первых, в RAW сохраняется больший диапазон яркостей, так что если вы не очень сильно ошиблись с экспозицией при съемке – это будет можно исправить в компьютере. Особенно это касается пересветов. В RAW есть шанс восстановить пересвеченные участки, при съемке же в JPEG они теряются безвозвратно.

Также при съемке в RAW можно не беспокоиться об установке баланса белого при съемке, так как потом это можно будет сделать в спокойной обстановке за качественным монитором, без потери качества. При съемке в JPEG конечно тоже можно исправить баланс белого впоследствии, но при этом происходит некоторая потеря качества изображения.

Также некоторые камеры не очень качественно «умеют» сохранять изображения в формате JPEG. Поэтому нередко изображения, сделанные из RAW, обладают большей детализацией, динамическим диапазоном и меньше шумят.

Ценой использования формата RAW является необходимость постобработки изображений на компьютере, а также больший расход места на носителях.

Так что выбор, как всегда, остается за фотографом. Формат RAW является неким цифровым аналогом «негатива», который можно впоследствии обработать, и получить наиболее качественный результат. Формат JPEG лучше использовать там, где не планируется дальнейшая обработка снимка.

О фототехнике

Разумеется, снимать людей можно практически любой камерой. При съемке людей очень высокая разрешающая способность современных топовых цифровых зеркалок вероятно будет избыточной. Даже 6-Мп зеркальная камера является вполне подходящим инструментом для съемки людей. После света и умения им пользоваться очень важным является качество оптики. Оптика должна быть такой, чтобы получалось красиво. Также очень интересные кадры дает монокль, либо специальные мягкорисующие объективы (Imagon, LensBabies, Dreamgon, и т.п.).

Техника является лишь вашим рабочим инструментом для получения снимка, не более (и не менее) того. Главное в фотографировании людей – это передать состояние, показать красоту человека и его внутреннего мира, передать свое видение его личности. Все остальное – вторично.

Желаю всем успехов в этой непростой области фотографии!

Алексей Николаев
www.photoweb.ru/anphoto
 
Версия для печати


Частичное или полное копирование текстовой или графической информации, размещенной на данном сайте, без письменного согласия правообладателя запрещено. Интересы правообладателя защищены Гражданским Кодексом Российской Федерации, ч.4 разд.VII
Copyright © 2009-2017 vintagefoto.ru, г. Владивосток, тел. 8 (924)127-54-45
 
 Знакомьтесь: -  лет, город:

Рейтинг@Mail.ru